| Как облегчить период поступления ребёнка в детский сад Пора в детский сад… Это важное событие в жизни малыша.
Вначале, ребёнок должен пройти медицинское обследование. Не
откладывайте поход в поликлинику на последние дни, лучше всего пройти
специалистов весной (заключение врачей действительно 1 год), а анализы
сдать осенью перед поступлением в детский сад.
Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, подготовьтесь сами,
дорогие папы и мамы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем
занимаются, какой режим, каковы требования). Желательно предварительно
поговорить с воспитателем группы, в которую будет ходить ваш
ребенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах. Ежегодно,
весной мы проводим встречу родителей вновь поступающих детей с
персоналом детского сада, приглашаем познакомиться с условиями
пребывания в группе. Приготовьте свои вопросы заранее и определите
желаемую дату поступления.
Малыш приходит в детский сад и попадает в новые условия. Меняется
режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы,
круг общения. Все это, как правило, приводит к изменениям в поведении
ребенка. Иногда может без видимых причин повышаться температура. В этот
период лучше всего приводить ребёнка на часть дня. Воспитатель поможет
выстроить индивидуальную схему адаптации в зависимости от реакций малыша
и его эмоционального состояния.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например,
дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и
ни в коем случае не стыдите - и все восстановится. Требуется время,
чтобы ребёнок привык к воспитателям, а они узнали его привычки,
наклонности и подобрали нужные приёмы общения и воздействия.
Родителям необходимо знать, что увеличение контактов с детьми, каждый
из которых несёт свою флору, состояние эмоционального дискомфорта,
переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости
организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.
Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста
по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных
особенностей нервной системы.
Одни дети, в первые дни в детском учреждении громко плачут,
отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все
бурным протестом. Но проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у
него восстанавливаются аппетит, сон, он охотно общается с воспитателями и
детьми.
Есть дети, которые ведут себя внешне спокойно. Они послушно садятся
есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но не засыпают;
берут предложенную игрушку, но не играют с ней. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию. Период адаптации индивидуален, может быть разной продолжительности.
Легкая длится около месяца, при адаптации средней тяжести семья
приспосабливается за два месяца, тяжелая тянется три месяца и очень
тяжелая адаптация занимает около полугода и больше.
Расскажите малышу, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,
почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад
– это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я
хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В
саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики,
маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики,
много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть , потрогать,
поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я
очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел
в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно. Утром я отведу тебя в
сад, а вечером заберу. Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме
детского сада, что, как, в какой последовательности он будет делать.
Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что событие
происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Обратите
особое внимание на навыки самообслуживания. Поощряйте попытки одеваться,
умываться, пользоваться горшком, самостоятельно есть, приучайте
ребёнка к этому.
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по
имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим
детям.
На быстроту адаптации влияет и то, из каких условий ребенок приходит в
детский сад, что меняется в его жизни. Малышу значительно легче
приспособится, если в семье он жил по режиму, который соответствовал
возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него
сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.
Родителям хочется, чтобы у ребёнка сложились доброжелательные
отношения с воспитателем, другими детьми. Понаблюдайте за поведением
малыша дома и на прогулке.
Как ведет себя ребенок, если незнакомый взрослый спрашивает: «Как
тебя зовут? Сколько тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку
взрослого он улыбается, отвечает на вопросы, сам пытается спросить.
Если возникли трудности в общении и ребенок беспокоится, не
настаивайте. Предложите ему попрощаться с взрослыми и продолжить
прогулку дальше. Попробуйте в следующий раз вместе с ребенком познакомиться с
родителями детей, которые гуляют с вами. Пусть ваш малыш увидит пример
такого общения. Вы можете использовать и встречу с соседями. Обратите
внимание, как реагирует ребенок, если рядом играют дети. Пытается
включиться в игру сразу, сначала наблюдает за ней, крепко держит вашу
руку, хмурится, просит пойти в другое место? Это свидетельствует о том,
что у него есть трудности в общении. Причины могут быть разными: страх,
не владение способами общения.
Как помочь в этом случае ребенку ? Прежде всего научите его играть с
Вами, а затем с детьми, близкими по возрасту. Игры могут быть самыми
простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать
ребенка игрой.
Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что «домашние» дети
не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинят малыша в
жадности. Когда мы просим поделиться своими игрушками с другими детьми,
мы говорим об одолжении, так как игрушки возвращаются малышу после игры.
В детском саду эта просьба означает соблюдение очередности, потому что
игрушки здесь не принадлежат ребенку лично.
Иногда мы просим отдать что-то насовсем, мы говорим: «Поделись конфетами, угости», ребенок уже не получит их назад.
Будьте внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Избегайте
назиданий: «Тебе надо научиться делиться с другими! Не жадничай!». Эта
фраза непонятно ребенку и не снимает недоумения, почему нужно ждать или
делится. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как нужно
поблагодарить , как подождать, когда кто-то пользуется общим предметом.
Легче адаптироваться малышу помогут знакомые предметы из семейного
окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы
ребенок брал с собой любимую игрушку, она эмоционально поддержит его в
мире чужих вещей. Разработайте вместе с ребенком несложную систему
прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас. Помните, что на
привыкание ребенка к детскому саду может уйти до полугода. Рассчитывайте
свои силы, возможности, планы. Ребенок отлично чувствует, когда
родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые
ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться
расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, чьи родители
поставлены перед бескомпромиссной необходимостью посещения детского сада
и имеющие чёткую позицию.
Ребенок привыкнет быстрее, если сможет построить отношения с большим
количеством детей и взрослых. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с
другими родителями и детьми.
Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим
людям в вашем присутствии. Будьте снисходительны и терпимы к другим. В
присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского
сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Теперь
вы проводите с ним меньше времени, компенсируйте это качеством общения.
Чаще обнимайте ребенка, хвалите его. Если ребенок готовится к детскому
саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то
сложности адаптации будут сведены к минимуму. | |