|
Опыт работы «Аэробика - инновационная технология в физкультурно-оздоровительной
работе ДОУ»
Актуальность: В настоящее время одной
из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и
укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и
психического развития, реализация потенциальных умственных и двигательных
возможностей. Цель: Развитие двигательной
активности через использование элементов аэробики; формирование творческого
воображения и мышления у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Совершенствовать
музыкально-ритмические способности детей с помощью элементов аэробики. 2. Способствовать
формированию и коррекции осанки и плоскостопия. 3. Стимулировать развитие
чувства темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию,
фантазию, расширять эмоциональный опыт. 4. Способствовать развитию навыков взаимодействия
друг с другом. 5. Способствовать улучшению
психического состояния воспитанников: снижению тревожности, эмоционального и
мышечного напряжения. 6. Формировать у
воспитанников потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании. Основные идеи, подходы: Подходы, позволяющие
поддерживать интерес к занятиям: индивидуальный подход к каждому ребенку,
разумное распределение нагрузки, с учетом уровня двигательной активности
дошкольников. Использование
комплексного подхода в организации физкультурных занятий в ДОУ позволяет не
только сохранить и укрепить здоровье воспитанников, но и повышать их
жизнедеятельность и формировать основы личностной культуры, устойчивый интерес
к физкультурным занятиям через игры и упражнения; способствует хорошему
самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитию его
адаптационных способностей. Дошкольный возраст -
один из наиболее ответственных в жизни каждого человека. Именно в эти годы
закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и
физического развития ребёнка, формируется личность человека. В этот период ребёнок
интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому
физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в дошкольных учреждениях
всё чаще стали применять инновационные формы физического воспитания детей:
элементы аэробики, упражнения ритмической гимнастики, танцев и другие.
Работая в детском саду, я
поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по
улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что
родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических
упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от
физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"),
даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем я столкнулась -
это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая
картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается
возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,
гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего
визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика
вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность,
неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Поэтому, я пришла к выводу, что одним из путей решения этой проблемы в
нашем ДОУ является целенаправленное использование элементов аэробики в процессе
физического воспитания дошкольников. В аэробике музыка и движения непрерывно связаны, так как музыка позволяет задавать
нужный темп, музыкальный ритм, создаёт иллюзию развития движений. Аэробика
является эффективным лечебным средством, задача которого состоит в том, чтобы с
помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение
коррекционных задач, так как музыка является катализатором всех двигательных актов. Во время движений под
музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной
системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые
процессы. Исключительно важное
значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны
быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы чётко дифференцированными
с хорошо различаемым темпом и ритмом. Это позволяет ребёнку быстро запомнить
композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.
Форма произведений должна быть простой или повторяемой. С большим интересом и
задором дети выполняют элементы народных танцев: ковырялочки, притопы, полочки
и другие. Относительно простые по
координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные
разучиваются отдельно, без музыки, поэтапно, под счёт. Каждое движение имеет
своё название – это реальные названия элементов аэробики: v-степ, опен степ, грепвайн, приставной шаг и др.,
элементов народного танца: ковырялочка, полочка, притоп и др. Одним из основных
условий выполнения этой гимнастики, в отличие от традиционной, является выполнение
комплексов педагогом и детьми. Педагог, таким образом,
не только демонстрирует образец выполнения, даёт пример артистичности и
эмоциональности, но и способствует непрерывной организации их движений. У всех
детей разный темперамент, не одинакова степень переключаемости, разный уровень
памяти, поэтому показ педагога является подсказкой и залогом одновременного и
синхронного выполнения движений. Ребёнок в этом случае концентрирует внимание
не на запоминании композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве
исполнения. Необходимо помнить, что
все движения должны выполняться в левую и правую сторону. Равномерная нагрузка
способствует развитию симметрии и гармонии движений. Как показали исследования
в области общей и спортивной педагогики, рационально в начале осваивать и
тренировать движения доминирующей стороной, а потом противоположной. Простые по координации
движения можно показывать «зеркально», а сложные – стоя спиной к детям.
Упражнения должны быть разнообразными. Это связано с тем, что, в отличие от
взрослых, дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же комплексов.
Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий. Комплексы различаются по
видам: шуточные, с использованием предметов, с использованием элементов
народных танцев. Таким образом, при
структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение необходимого
тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале
позволяют избежать явления монотонности, поддерживать интерес детей к занятиям
на оптимальном уровне. Самые интересные, яркие комплексы могут впоследствии
использоваться в мероприятиях, развлечениях, концертах для родителей. Так
как организованная мною непосредственно-образовательная деятельность по
физической культуре ограничена по времени, появилась необходимость написания
программы дополнительного образования по танцевально-хореографическому
развитию «Мечта».Итогом
реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья
детей.
Скачать опыт работы "Аэробика - инновационная технология в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ" Скачать тематическое планирование (образовательная область "Физическая культура" подготовительная группа) | |